Путешествие по Марокко: 2 недели, 2800 километров и 10 городов | мода на elenamalisheva

Марокко — это не только курортный Агадир и шумная медина в Марракеше. У королевства есть выход и на Атлантический океан и в Средиземное море, Атласские горы с аргановыми деревьями и песчаные дюны крупнейшей в мире пустыни Сахары. И это далеко не все открытия, которые сделала телеведущая Дильбар Файзиева за две удивительные недели в Северной Африке.

Я отправилась в путешествие по Марокко в октябре накануне дня рождения, и это стало лучшим подарком, который только можно было ожидать. В Москве в это время уже холодает, а в Марокко светит жгучее солнце, и температура воздуха днем поднимается выше 30 градусов.

Мы прилетели в Касабланку и арендовали машину. Еще на этапе планирования нам стало понятно, что в этом городе сложно найти что-то красивее большой мечети Хасана II на берегу океана. Поэтому сразу из аэропорта мы решили выехать в Марракеш, где забронировали номер в отеле.

Дороги в Марокко радуют: они ровные и хорошо оборудованные. Главное, в любом кафе на заправке вы сможете заказать ароматный кофе и вкусную пиццу, взять их с собой или поесть на месте. Это большой плюс, учитывая, что в радиусе сотни километров нет ничего.

Марракеш

На подъезде к Марракешу мы решили, что въехать в сердце старого города на машине невозможно. Но тут же нашлись местные «гиды», которые проводили нас до платной парковки рядом с отелем. За свои услуги они попросили больше 200 марокканских дирхамов – это около 20 евро. Цена за подсказку была слишком завышена, так что в результате долгих и непростых переговоров мы сошлись на вознаграждении в 2 евро. В этой стране ценообразование устроено просто: если не общаться и не торговаться, можно сильно переплатить, особенно за сувениры на рынке.

Остановиться мы решили в риаде — это традиционный марокканский дом с внутренним двориком и садом. Наш номер в этом небольшом частном отеле оказался очень аутентичным — входишь в него и тут же попадаешь в настоящую восточную сказку.

Закат мы встретили на главной площади Джема-эль-Фна — это исторический памятник из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. На площади стоит поужинать в ресторане с верандой, откуда открывается неповторимый вид на площадь. Мы наблюдали за торговлей на рынке, смотрели на заклинателей змей, которые играли на флейте кобрам, и на клубы дыма от мангалов и котлов, застилающие площадь.

Козы

Мы провели в Марракеше несколько дней — этого достаточно, чтобы изучить город вдоль и поперек. Мне очень хотелось увидеть собственными глазами знаменитых марокканских коз, которые пасутся на деревьях. Мы отправились на их поиски и по дороге встретили небольшое стадо — козы действительно запрыгивают на ветки деревьев и пасутся на них. Но едят они не листья — их привлекают плоды аргании. К слову, молоко этих коз считается особенно полезным.

Чтобы найти пасущееся на деревьях стадо, надо проехать к городу Эссуэйра (его еще называют Эс-Суве́йра и Эсауира) и найти аргановые деревья. Заодно побываете и в Аргановом биосферном заповеднике. Если раньше эти деревья росли по всей Северной Африке, то теперь их можно увидеть только в Марокко — сейчас эта территория находится под защитой ЮНЕСКО.

Агадир

В 170 километрах от Эссуэйры расположен курортный Агадир, самый современный город королевства Марокко. Здесь чаще всего отдыхают туристы из России. Отели недорогие, пляжи неплохие – можно остаться на пару дней и устроить себе другой отдых, с релаксацией на горячем песке.

Ночь в пустыне

Администратором в нашем марракешском риаде был местный студент. Когда он узнал, что мы из Москвы, то рассказал нам о своей любви к Достоевскому и о том, что прочел все его произведения, переведенные на арабский язык. Он помог нам осуществить еще одну мечту —  встретить рассвет в пустыне. Сам он родился и вырос в маленьком городке Загора и посоветовал нам оставить там свою маленькую арендованную машину и взять специально оборудованный джип с водителем. По его словам, это был единственный возможный вариант добраться до самого сердца Западной Сахары. Мы так и сделали. А когда доехали до Загоры, пересели в джип и поехали по высоким песчаным дюнам, то убедились, что он был прав – самостоятельно этот отрезок пути мы бы не преодолели.

Ближе к ночи нам удалось добраться до лагеря с шатрами, где были другие туристы. Мы ужинали традиционными тажинами и слушали берберские песни в живом исполнении. Когда окончательно стемнело, нам удалось посмотреть на звезды и Млечный Путь на ночном небе.
1 / 3

Рабат

Вскоре мы выехали обратно в Марракеш, и нам уже не терпелось отправиться на север страны, в столицу королевства. Рабат является не только административным, но и культурным центром страны. В этом городе стоит прогуляться по садам, посетить Музей современного искусства Мохаммеда VI и побывать в старинной цитадели Касба Удая.

Сале

Сале — древний город, основан финикийцами свыше 2000 лет тому назад. Он находится рядом с Рабатом, их разделяет лишь река Бу-Регрег. На оставшийся период мы решили поселиться именно там, в очередном риаде, только на этот раз с крышей, и с видом не только на город, но и на океан.

Шелла

Шелла — древнейший город-некрополь. Первые упоминания о нем можно найти в работах Птолемея. Сегодня каждый может взглянуть на руины древнеримского города, они сохранились до наших дней. Вокруг некрополя высажены сады, что делает возможной прогулку в течение дня (без тени деревьев это было бы сложно).

Шефшауэн

Шефшауэн — голубой городок на склонах горного хребта Эр-Риф. На него надо взглянуть издалека, чтобы разглядеть сотни оттенков синего цвета, в который выкрашены стены деревенских домов. Именно эти яркие постройки привлекают туристов со всего мира.

Танжер

Танжер — портовый город, который связывает Африку с Европой. От испанской Тарифы этот марокканский город отделяет Гибралтарский пролив, проплыть который можно на пароме примерно за полтора часа. Смотришь на испанское побережье, стоя на набережной Танжера, и кажется, что туда рукой подать. Не удивительно, что туристы из Испании здесь встречаются часто.

Фес

Фес славится своими изделиями из кожи. Красильни находятся внутри Старого города – вы почувствуете их, как только войдете в Медину. Найти их можно по «аромату» или с помощью маленьких «гидов», которые также попросят копеечку в знак благодарности. Они знают все веранды и крыши своего города с лучшими видами на чаши с кожей в красках.

В Фесе самые большие рынки, которые я только видела в Марокко, и самые длинные пробки на выезде из них.

Марокканская кухня

Самое известное традиционное марокканское блюдо – это тажин. Тажин может быть куриным, овощным, из баранины, говядины или мяса верблюда. Название «тажин» происходит от одноименной керамической посуды с конусообразной крышкой, в которой готовится блюдо.

На завтрак марокканцы подают блины багрир (бегрир) — они готовятся с добавлением манной крупы и получаются нежными и воздушными. Обычно сопровождаются вареньем, сливочным маслом и шоколадной пастой.

Во время кулинарного мастер-класса в Марракеше я увидела, как готовится аутентичный марокканский чай: на моих глазах в чайник положили огромный кусок сахара, размером с мужской кулак, не меньше. Это было в самом начале путешествия, и после увиденного я всегда просила принести сахар отдельно. Делайте так же, если количество сахара, рассчитанного на одну чашку мятного марокканского чая, вам покажется излишним.