В этом году Музей современного искусства «Гараж» станет Музеем года на ярмарке Cosmoscow и проведет вторую Триеннале российского современного искусства. Она, как и международный арт-смотр, стартует 11 сентября. В преддверии сразу двух важных для институции событий мы встретились с директором «Гаража» Антоном Беловым и поговорили обо всем, что ему дорого и важно.

Когда кураторы предложили Антону Белову доверить отбор участников второй Триеннале российского современного искусства участникам первого смотра, он тут же согласился. «Это дает новую перспективу: у художников интересный вкус, и они выбирают необычных и даже странных авторов, на которых мы могли бы не обратить внимания», — говорит Антон. Он вообще любит развивать связи внутри арт-сообщества, именно поэтому «Гараж» и стал не просто отличной выставочной площадкой, а продвинутым культурным и социальным центром, где можно обсудить актуальное кино, встретиться за обедом с друзьями и послушать лекцию.

О ЛЮБИМОМ ХУДОЖНИКЕ «С Виктором Пивоваровым мы подружились, пока готовили его выставку в «Гараже», и теперь я каждый год летаю к нему в Прагу на два-три дня. Я называю его дедушка, а он меня — внучок, мы хохочем, смотрим новые картины, он готовит мне обед в мастерской, потом мы долго, часа три-четыре, сидим за столом, обсуждаем арт-сцену и политику. Эти моменты кажутся мне очень трогательными. Периодически он дарит мне какие-то работы, которые мне и в голову никогда не придет продать». 

О КОЛЛЕКЦИОНЕРАХ «Спросите любого коллекционера и узнаете, что в детстве он что-то собирал: марки, вкладыши от жвачки — что угодно! Я вместе со своим братом-близнецом собирал монеты. Мы покупали их в сберкассе, ездили на Таганку, где торговали уличные продавцы, друзья семьи привозили нам наборы монеток из-за границы. Коллекционеры — те же дети, которые в песочнице меняются наклейками, только условная цена вещей у них другая. Во времена СССР можно было вообще выменять стену с работами в одной квартире на стену в другой. Сейчас такого уже нет, но все-таки бартерные сделки в арт-кругах случаются. Это занятие возвращает искусство из области товарно-денежных отношений в сферу обмена идеями и мыслями».

О ЦЕНЕ ВОПРОСА «Современное искусство может стоить и 1000, и 200 000 долларов, и миллионы — удовольствие от его покупки при этом совершенно одинаковое. Вовсе не обязательно коллекционировать живопись и семиметровую скульптуру. Мне, например, нравится идея покупки рисунков: это продукт не такой коммерческий, зато хранить бумагу можно даже в ящике стола. И все же самое главное — возможность знакомиться с художниками, открывать для себя другие миры».

О НОВОМ АРТ-РЫНКЕ «Во время карантина в фейсбуке появился уникальный проект — группа «Шар и крест», которую создал коллекционер и арт-дилер Максим Боксер (известные художники продавали там свою графику недорого и без комиссии. — InStyle). Мне очень понравилась идея Максима, и я активно участвовал в жизни группы, когда все это началось. Думаю, теперь во множестве будут появляться подобные онлайн-площадки с более честными, справедливыми и прозрачными правилами продажи, потому что схема «50% комиссии галерее за сделку» давно устарела».

ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ «Многие вкладываются в акции, а потом приходят в искусство, думая, что и здесь можно купить за 1000 долларов, а продать за 5000. В искусстве это правило не работает. Даже если вы знаете, что какой-то автор — blue chip, все равно рискуете купить не лучшую его работу. Да, современные художники приносят больше дохода, чем, скажем, импрессионисты, но важно не прогадать. Без насмотренности и любви к этому делу сложно отличить плохое от хорошего».

О ПОДДЕРЖКЕ ИСКУССТВА «Гараж» основан частными лицами, но мы хотим быть максимально публичным пространством, поэтому обращаемся к практике арт-патронажа. В его основе — идея меценатства, поддержки того, с чем хочется себя ассоциировать. Сегодня у музея больше 60 патронов. Кто-то приходит по рекомендациям друзей, кому-то хочется путешествовать с нами. Вместе с ними мы ездим на биеннале и арт-ярмарки или устраиваем завтраки дома у коллекционеров в разных городах мира. Речь не только про Париж или Лондон. Мы, например, были и в городе Нукус в Узбекистане, куда мало кто добирается, а там есть потрясающий Музей искусств им. И.В. Савицкого с коллекцией авангарда».

Томас Сарасено. На испытаниях, организованных студией, 2015

Источник: instyle.ru